Телескоп VLT сфотографировал огромную планету, вращающуюся вокруг двойной звезды

МОСКВА, 8 дек — ПРОФИ Новости. У массивной звездной пары b Центавра A и B (b Cen AB) астрономы обнаружили планету — газового гиганта в 11 раз больше Юпитера. Таких больших планет ученые еще не находили. Ранее вообще считали, что у звезд, которые намного больше Солнца, планет быть не может. Результаты исследования опубликованыв журнале Nature.

Расположенная в 325 световых годах от Земли в созвездии Центавра, двухзвездная система b Cen AB, также известная как HIP 71865, имеет массу как минимум в шесть раз больше Солнца, что делает ее самой массивной системой, у которой подтверждено наличие планеты. До сих пор у звезд, более чем в три раза массивнее Солнца, не было обнаружено ни одной планеты.

Планету, которую назвали b Cen (AB) b астрономы наблюдали с марта 2019-го по апрель 2021-го с помощью системы адаптивной оптики SPHERE, установленной на Очень большом телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) в Паранальской обсерватории в Чили.

Ученые выяснили, что b Cen (AB) b вращается вокруг звезд двойной системы на расстоянии, в 560 раз превышающем расстояние между Землей и Солнцем, то есть ее орбита в сто раз шире орбиты Юпитера, при этом соотношение масс планеты и звездной системы, вокруг которой она вращается, примерно аналогично соотношению между Юпитером и Солнцем.

Основываясь на местоположении планеты и характеристиках ее орбиты, авторы определили, что b Cen (AB) b быстро сформировалась вблизи ее нынешнего местоположения из плотного сгустка внутри диска материи, вращающегося вокруг b Cen AB.

Исследователи отмечают, что открытие b Cen (AB) b меняет представление о закономерностях образования планет в Млечном Пути. Полученные данные демонстрируют, что планеты могут находиться в гораздо более крупных звездных системах, чем предполагали ранее.

"Обнаружение планеты у b Центавра полностью меняет представление о массивных звездах как хозяевах планет", — приводятся в пресс-релизе ESO слова первого автора статьи Маркуса Янсона (Markus Janson) из Стокгольмского университета.

Самые массивные звезды обычно очень горячие, и система b Cen (AB) — не исключение. Ее главная звезда относится к B-типу. Такие звезды в несколько раз горячее Солнца. Из-за высокой температуры они излучают большое количество ультрафиолетового и рентгеновского излучения. Большая масса и тепло от этих звезд оказывают сильное влияние на окружающий газ, что должно препятствовать образованию планет — чем горячее звезда, тем больше энергии она излучает, в результате чего окружающий материал быстрее испаряется.

"Звезды B-типа обычно считают весьма разрушительной и опасной средой, поэтому вокруг них чрезвычайно трудно формироваться большим планетам", — говорит Янсон.

Но новое открытие показывает, что планеты могут образовываться и в таких суровых условиях. Авторы надеются, что им удастся еще найти подобные планеты с помощью Чрезвычайно большого телескопа ESO (ELT), который должен начать наблюдения в конце этого десятилетия.