Ученые приблизили создание тестов на чистоту среды и продуктов питания

МОСКВА, 26 июн — ПРОФИ Новости. Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) воссоздали "генеалогическое" древо фермента оксидоредуктазы (LuxG) биолюминесцентных бактерий и определили условия эффективной работы этого фермента. Исследование, которое поможет создать эффективные биотесты для быстрой оценки токсичности еды, воды и почвы, опубликовано в журнале "Proteins".

Исследователи СФУ изучили "генеалогическое" древо фермента оксидоредуктазы (LuxG) биолюминесцентных бактерий, синтезирующегося одновременно с люциферазой - светящимся белком, который производят также светлячки, медузы, черви и грибы. Сопоставив данные об эволюции оксидоредуктазы с информацией о 3D-структуре этого белка, ученые определили ряд важных особенностей, обеспечивающих эффективную работу фермента.

"Мы предполагаем, что понимание, как устроена оксидоредуктаза LuxG, откуда взялась и как эволюционировала, приблизит ученых к созданию более чувствительных биотестов, нежели существующие. Потому что белки, которые синтезируются одновременно и эволюционировали вместе, вероятно, будут вместе работать лучше, чем белки гибридной системы, в которой люциферазе придется иметь дело с редуктазой-незнакомкой", – сообщила соавтор работы, сотрудник лаборатории биолюминесценции СФУ Анна Деева.

Биотестирование – это методика, с помощью которой можно проанализировать уровень загрязнения воды, почвы, продуктов питания. В основе метода лежит использование живых организмов, клеток или ферментов.

В бактериальной биолюминесцентной ферментативной тест-системе обязательно присутствует люцифераза, для которой необходимо два субстрата. Один имеется в избытке, а другой – очень нестабильный, поэтому его поставляет оксидоредуктаза. Этот фермент мало изучен на данный момент, несмотря на активное использование люциферазы и оксидоредуктазы в разработке биотестов.

Дальнейшие исследования позволят создать систему экспресс-мониторинга, при помощи которой можно будет определить загрязненность различных проб в течение 15 минут.

Подобно природе: новые технологии, которые спасут жизнь планеты© ПРОФИ Новости . Александр КряжевСотрудники лаборатории лесной геномики занимаются изучением генома высокопатогенных грибов, паразитирующих на деревьях.

На фото: образец корневой губки - одного из основных фитопатогенов бореальных лесов.

Образец корневой губки1Сотрудники лаборатории лесной геномики занимаются изучением генома высокопатогенных грибов, паразитирующих на деревьях.

© ПРОФИ Новости . Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевГрибы вызывают высыхание сибирских лесов, и исследователи рассчитывают найти способ защитить деревья.

На фото: ведущий научный сотрудник лаборатории лесной геномики Наталья Орешкова демонстрирует результаты исследования генома.

Результаты исследования генома2Грибы вызывают высыхание сибирских лесов, и исследователи рассчитывают найти способ защитить деревья.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© ПРОФИ Новости . Александр КряжевВ лаборатории биотехнологии новых биоматериалов создаются имплантаты для восстановительной хирургии. Их делают из биосовместимого и биоразлагаемого, безопасного для окружающей среды полимера - биопластотана.

На фото: напечатанный образец для реконструкции костных тканей из биопластотана.

Образец для реконструкции костных тканей 3В лаборатории биотехнологии новых биоматериалов создаются имплантаты для восстановительной хирургии. Их делают из биосовместимого и биоразлагаемого, безопасного для окружающей среды полимера - биопластотана.

© ПРОФИ Новости . Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевБиопластотан – результат жизнедеятельности особой культуры бактерий, которые культивируют биотехнологи. Помимо материалов для медицины из него можно производить биоразлагаемую тару, упаковочный материал и так далее.

На фото: в лаборатории демонстрируют снимок культуры бактерий, синтезирующих биополимер биопластотан.

Снимок культуры бактерий, синтезирующих биополимер Биопластотан4Биопластотан – результат жизнедеятельности особой культуры бактерий, которые культивируют биотехнологи. Помимо материалов для медицины из него можно производить биоразлагаемую тару, упаковочный материал и так далее.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевВ лаборатории молекулярно-генетических методов исследований изучают первичную структуру ДНК и РНК. Это позволяет выявить мутации в геноме человека.

На фото: процедура лизиса (разрушения) эритроцитов с целью выделения лейкоцитов и последующего выделения из них ДНК.

Образцы ДНК для выявления мутаций у пациентов5В лаборатории молекулярно-генетических методов исследований изучают первичную структуру ДНК и РНК. Это позволяет выявить мутации в геноме человека.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевМутации учитывают при составлении "генетического паспорта" и при поиске причин ряда заболеваний.

На фото: магистрант 2 курса ИФБиБТ Кочмарева Галина проводит один из этапов MLPA-анализа с целью выявления CNV-мутаций у пациентов с болезнью Паркинсона.

Процедура лизиса эритроцитов6Мутации учитывают при составлении "генетического паспорта" и при поиске причин ряда заболеваний.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевБлагодаря различным методам изучения молекул ДНК пациентов ученые собирают базу новых мутаций. С ее помощью планируют исследовать влияние антропогенных факторов на развитие "недоброкачественных" мутаций.

На фото: внесение образцов ДНК в лунки полиакриламидного геля для проведения вертикального электрофореза с целью выявления соматических indel мутаций у пациентов с онкогематологическими заболеваниями.

MLPA-анализ7Благодаря различным методам изучения молекул ДНК пациентов ученые собирают базу новых мутаций. С ее помощью планируют исследовать влияние антропогенных факторов на развитие "недоброкачественных" мутаций.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© Александр КряжевВ лаборатории когерентных технологий с помощью фемтосекундной лазерной системы изучают фотонные кристаллы и нелинейные фазовые решетки. На следующем этапе это позволит работать в сфере "зеленых" технологий.

На фото: доцент кафедры фотоники и лазерных технологий Института инженерной физики и радиоэлектроники Андрей Вьюнышев демонстрирует удвоение частоты лазерного излучения в двумерном нелинейном фотонном кристалле.

Удвоение частоты лазерного излучения в двумерном нелинейном фотонном кристалле8В лаборатории когерентных технологий с помощью фемтосекундной лазерной системы изучают фотонные кристаллы и нелинейные фазовые решетки. На следующем этапе это позволит работать в сфере "зеленых" технологий.

© Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевВ лаборатории нефтепромысловой химии Института нефти и газа ищут новые эффективные способы добычи нефти. Существующие методы имеют низкий коэффициент извлечения, и цель ученых – повысить этот показатель.

На фото: сотрудник лаборатории Александр Матвеев проводит исследования процесса фильтрации флюида (нефти) через образец горной породы.

Исследования процесса фильтрации нефти9В лаборатории нефтепромысловой химии Института нефти и газа ищут новые эффективные способы добычи нефти. Существующие методы имеют низкий коэффициент извлечения, и цель ученых – повысить этот показатель.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев© ПРОФИ Новости / Александр КряжевДля повышения коэффициента извлечения нефти подбирают экологически безопасные вытесняющие агенты – вещества, "выталкивающие" нефть из скважины.

На фото: образцы горной породы, заполненные флюидом (нефтью).

Образцы горной породы, заполненные нефтью10Для повышения коэффициента извлечения нефти подбирают экологически безопасные вытесняющие агенты – вещества, "выталкивающие" нефть из скважины.

На фото: образцы горной породы, заполненные флюидом (нефтью).

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев1Сотрудники лаборатории лесной геномики занимаются изучением генома высокопатогенных грибов, паразитирующих на деревьях.

© ПРОФИ Новости . Александр Кряжев2Грибы вызывают высыхание сибирских лесов, и исследователи рассчитывают найти способ защитить деревья.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев3В лаборатории биотехнологии новых биоматериалов создаются имплантаты для восстановительной хирургии. Их делают из биосовместимого и биоразлагаемого, безопасного для окружающей среды полимера - биопластотана.

© ПРОФИ Новости . Александр Кряжев4Биопластотан – результат жизнедеятельности особой культуры бактерий, которые культивируют биотехнологи. Помимо материалов для медицины из него можно производить биоразлагаемую тару, упаковочный материал и так далее.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев5В лаборатории молекулярно-генетических методов исследований изучают первичную структуру ДНК и РНК. Это позволяет выявить мутации в геноме человека.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев6Мутации учитывают при составлении "генетического паспорта" и при поиске причин ряда заболеваний.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев7Благодаря различным методам изучения молекул ДНК пациентов ученые собирают базу новых мутаций. С ее помощью планируют исследовать влияние антропогенных факторов на развитие "недоброкачественных" мутаций.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев8В лаборатории когерентных технологий с помощью фемтосекундной лазерной системы изучают фотонные кристаллы и нелинейные фазовые решетки. На следующем этапе это позволит работать в сфере "зеленых" технологий.

© Александр Кряжев9В лаборатории нефтепромысловой химии Института нефти и газа ищут новые эффективные способы добычи нефти. Существующие методы имеют низкий коэффициент извлечения, и цель ученых – повысить этот показатель.

© ПРОФИ Новости / Александр Кряжев10Для повышения коэффициента извлечения нефти подбирают экологически безопасные вытесняющие агенты – вещества, "выталкивающие" нефть из скважины.