Ученые раскрыли секрет работы абордажного крюка бактерии-"бэтмена"

Микробиологи раскрыли секрет того, как синегнойная палочка, своеобразная бактерия-"бэтмен", а также ее кузен из другого рода микробов, перемещаются по питательной среде при помощи своеобразного абордажного крюка, который герой комиксов запускал при помощи специального пистолета, и опубликовали их в журнале Science.

В 2011 году биологи из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) сделали удивительное открытие – они выяснили, что обычная синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) является супергероем микромира, своеобразным аналогом "Бэтмена" из американских комиксов.

Данный микроб, как показали наблюдения за ним, умеет перемещаться в пространстве не только как обычные бактерии, используя свои жгутики как "весла". Он может использовать часть из них как своеобразный "абордажный крюк", цепляясь им за твердые предметы и используя его для того, чтобы "раскачаться" и забросить себя на большое расстояние, пользуясь силой инерции.

Группа ученых под руководством Гранта Дженсена (Grant Jensen) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) раскрыла секрет работы этого "крюка", наблюдая за жизнедеятельностью и изучая структуру жгутиков у другой бактерии-"Бэтмена" – хищным почвенным микробом Myxococcus xanthus.

Оба этих вида "бэтменов" используют одни и те же жгутики – так называемые пилии IV типа – для "супергеройского" полета через питательную среду. Данные нити и приводящие их в действие белки, по словам ученых, являются самыми прочными, сильными и быстрыми двигательными структурами в мире биологии, и Дженсену и его коллегам было интересно понять, как они работают.

Для этого ученые заморозили несколько клеток Myxococcus xanthus и просветили их при помощи рентгеновского кристаллографа, что позволило команде Дженсена понять, как устроен "абордажный крюк" бактерий в трехмерном виде на молекулярном уровне. Полученные снимки удивили биологов – у основания "крюка" они увидели сложную структуру, больше похожую на какую-то деталь от рукотворного мотора, чем на биологическую конструкцию.