logo

Доклад: Британия вне Евросоюза потеряет влияние

Доклад: Британия вне Евросоюза потеряет влияние

Королевству грозит утрата торгового преимущества, особенно в сфере услуг, стране неизбежно придется пойти на на уступки, полагают авторы исследования.

Правительство Великобритании изучило возможные варианты сотрудничества с Европейским союзом на случай выхода Британии из ЕС. В докладе "Альтернативы членства: возможные модели для Великобритании вне Европейского союза", опубликованном в среду, проанализированы примеры стран, не входящих в ЕС.

Главный вывод, который сделан в результате анализа – Британия утратит торговое преимущество, особенно в сфере услуг, а также лишится глобального влияния вне союза с ЕС.

Правительство Великобритании в качестве вероятных форм взаимодействия с ЕС рассмотрело и "примерило" образцы Норвегии, Швейцарии, Канады и Турции. Кроме этого, британские власти изучили возможность сотрудничества только на основе членства в ВТО.

Норвегия

Норвегия не входит в состав Евросоюза, но состоит в Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) и входит в зону действия шенгенского соглашения.

Сотрудничество, основанное на такой модели, наиболее интегрировано с единым рынком ЕС и предусматривает значительный к нему доступ, отмечается в докладе. За это государство следует большинству правил, установленных в ЕС, выполняет ряд обязательств и платит взносы.

По мнению авторов исследования, модель Норвегии способна предоставить Великобритании доступ к единому рынку свободной торговли, но не в полной мере. К тому же будет утеряна значительная часть преимуществ, которыми обладает Британия сегодня – возможность влиять на принятие законов и правил, свободное перемещение граждан, единая с ЕС позиция в международных отношениях.

Свободный доступ к рынку ЕС будет требовать от Британии принятия свободного перемещения людей из стран ЕС и ЕЭП, что предполагает, в том числе предоставление пособий вновь прибывшим мигрантам из европейских стран, подчеркивается в документе.

"Мы больше не будем иметь возможность управлять единой европейской позицией по отношению к таким странам, как Иран и Россия, или использовать экономический и политический вес ЕС для продвижения наших глобальных интересов", — говорится в документе.

Швейцария

Модель отношений Швейцарии и ЕС базируется на двусторонних соглашениях в отдельных сферах. При этом доля затрат и обязательств перед ЕС также высока.

Швейцария имеет ограниченный доступ к единому рынку, располагая наибольшим доступом к торговле товарами, считают в правительстве Великобритании. Наиболее отрегулированная область — профессиональные и финансовые услуги, которая препятствует равноправному ведению бизнеса компаний.

"Поскольку Швейцария не имеет соглашения с ЕС в области банковского дела, швейцарские банки должны создавать филиалы в странах ЕС. Если мы выйдем из ЕС, британским банкам придется делать то же самое, а, следовательно, нести дополнительные расходы", — отмечается в исследовании.

Еще одним риском следования швейцарской модели является также то, что Британия потеряет свое глобальное влияние в международных отношениях, считают авторы доклада.

Турция

Турция, имеющая торгово-экономическое соглашение с ЕС и являющаяся кандидатом в члены ЕС, имеет значительно ограниченный доступ к единому рынку европейского союза.

Более того, она обязана согласовывать правила государственной поддержки бизнеса с правилами ЕС. А тарифы, по которым Турция торгует со странами, не входящими в ЕС, но имеющими соглашения с ним, также должны быть приведены в соответствие с тарифами ЕС.

Авторы доклада подчеркивают, что экономика Турции является развивающейся, в то время как британская – развитой. Поэтому заключение соглашений с ЕС по турецкой модели может существенно навредить экономике Великобритании.

Канада и ВТО

Соглашения Канады с ЕС менее связывающие, по сравнению с предыдущими странами, но это также означает, что у североамериканского государства меньше обязательств и значительно меньший доступ к единому рынку.

Доступ к рынку регламентируется на уровне тарифов и квот между Канадой и странами ЕС.

Канадская модель существенно ограничит доступ Великобритании к единому рынку, который она имеет в настоящее время, особенно в сфере услуг.

"Торговое соглашение ЕС и Канады далеко от того уровня доступа к услугам, которые мы имеем внутри ЕС сейчас, где уже достигнут значительный прогресс в либерализации услуг во всех странах ЕС и где Европейский совет намерен и дальше снижать остающиеся барьеры", — отмечается в исследовании.

Отношения с ЕС на основе лишь правил ВТО представляют собой минимальный уровень сотрудничества с Европейским союзом, считают в правительстве. "Это был бы окончательный разрыв с ЕС, который не предполагает ни преимущественного доступа к единому рынку, ни широкого сотрудничества по борьбе с преступностью и терроризмом, ни каких-либо обязательств и взносов, ни свободного передвижения людей", — отмечается в документе.

При этом авторы доклада подчеркивают, что если Великобритании не удастся добиться договоренности о более выгодных условиях, то придется вернуться к "модели ВТО".

"Это может привести к серьезным экономическим шокам и последствиям для британских компаний, потребителей, рынка труда и цен", — считают в правительстве.

Неизбежные компромиссы

Оценив плюсы и минусы существующих альтернативных моделей, авторы исследования указывают, что "независимо от того, какой из альтернативных вариантов может быть выбран, Великобритании в любом случае придется пойти на ряд компромиссов".

В частности, в обмен на полный доступ к свободной торговле на едином рынке ЕС в ключевых отраслях промышленности стране "придется принять свободное передвижение людей".

Ради доступа к единому рынку необходимо будет принять правила ЕС, вносить средства в бюджет ЕС, но возможности голосовать за или против этих правил уже не будет. "Нет гарантии того, что мы сможем полностью повторить наше нынешнее сотрудничество в таких сферах, как трансграничные действия против преступников", — отмечается в докладе.

Правительство также обеспокоено тем, что британским компаниям сократят доступ к единому европейскому рынку в ключевых секторах, таких, например, как услуги (почти 80% экономики Великобритании), и компании будут вынуждены нести более высокие расходы.

Пятая уступка, на которую придется пойти Великобритании — потеря приоритетного доступа к рынкам 53 стран, не входящим в ЕС, но имеющим соглашение с ЕС о свободной торговле. Для налаживания контактов на новых условиях потребуется перезаключение множества торговых соглашений.

"Восстановление этого доступа потребует многих лет, причем без гарантии того, что Великобритания получит такие же хорошие условия, которыми мы наслаждаемся сегодня", — предупреждают авторы исследования.

В результате Brexit пострадают граждане Великобритании, которые живут и работают в ЕС, а также путешественники. Ответные меры придется принять и Британии по отношению к гражданам ЕС, говорится в документе.

Похожие новости
Последние новости
Back to top