logo

Конец одиссеи Arctic Sunrise: короткий рейс и долгий арест

Конец одиссеи Arctic Sunrise: короткий рейс и долгий арест

Активисты Greenpeace 18 сентября 2013 года попытались подняться на платформу "Приразломная" для проведения акции против нефтедобычи в Арктике. Российские власти посчитали акцию экологов захватом платформы и действовали так, как если бы судно атаковали пираты.

Ледокол природоохранной организации Greenpeace — Arctic Sunrise, вынужденно проведя десять месяцев в порту Мурманска, готов поднять якорь и отправиться в Амстердам, где его ждет полноценный ремонт и возвращение в строй. А участники исторической одиссеи к платформе "Приразломная" по-прежнему находятся под следствием и ждут ответа из Европейского суда по правам человека.

Акция у "Приразломной"

Активисты Greenpeace 18 сентября 2013 года попытались подняться на платформу "Приразломная" для проведения акции против нефтедобычи в Арктике. Несколько человек планировали установить на борту платформы специальную капсулу, откуда они могли бы вести прямую трансляцию в интернете, а также повесить баннер, указывающий на опасность бурения нефти в Арктике. Однако российские власти посчитали акцию экологов захватом платформы и действовали так, как если бы судно атаковали пираты.

Российские пограничники с вертолета высадились на борт Arctic Sunrise и отбуксировали его в Кольский залив. Все 30 находившихся на борту активистов и журналистов были арестованы. Среди них были и те, кто непосредственно поднимался на платформу, и те, кто писал репортажи об этой акции. Мурманский суд отправил всех задержанных в СИЗО области, а следователи возбудили уголовное дело о "пиратстве", однако потом статья была изменена на "хулиганство". В декабре прошлого года активистов отпустили по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, участники той истории разъехались по домам.

Ледокол же остался у мурманского причала. По мнению экологов, ему был необходим тщательный ремонт.

Судно уходит, а уголовное дело остается

Еще осенью специалисты Greenpeace утверждали, что даже несколько дней простоя могут быть губительны для самого ледокола и для всей экосистемы Кольского залива, предупреждали о возможной экологической катастрофе. Однако ледокол стойко перенес заполярную зиму, а прибывшая в мае новая команда смогла подготовить его к отплытию.

"Когда мы впервые поднялись на борт, судно было в полном беспорядке, большая часть оборудования не работала. За три недели наша команда смогла вернуть Arctic Sunrise в рабочее состояние, и после оформления на отход он сможет отправиться в порт приписки — Амстердам. Там будет выполнен полноценный ремонт, и, мы надеемся, Arctic Sunrise вскоре снова будет на страже природы Арктики", — рассказал на страничке Greenpeace в социальной сети капитан Даниэль Ризотти.

"Мы надеемся, что в ближайшее время корабль отойдет, технически он готов. За последние несколько недель команде — 15 человекам — удалось привести его в надлежащее состояние. Теперь все будет зависеть от надзорных органов", — рассказала в Мурманске журналистам координатор арктической программы Greenpeace Евгения Белякова.

Уже во вторник представители организации надеются получить все разрешительные документы и завершить необходимые процедуры для отхода судна.

Помимо расходов на ремонт ледокола, Greenpeace придется заплатить за стоянку судна в мурманском порту. Правда, Росморпорт решил не выставлять счет за те месяцы, что Arctic Sunrise провел под арестом, и счет выглядит не слишком внушительно. "Это пять тысяч долларов. Это стандартная плата за обслуживание судна в порту. Пока полтора месяца судно находилось на ремонте, охрана и прочие услуги осуществлялись", — сообщила пресс-секретарь природоохранной организации Мария Фаворская.

Но если для Arctic Sunrise перспективы прояснились, то участники того, теперь уже исторического, рейса все еще находятся под следствием, хотя все давно разъехались по домам, а некоторые, как, например, капитан Питер Уилкокс, активистка Сини Саарела и механик Иан Роджерс, — уже приняли участие в других акциях Greenpeace по защите Арктики.

"К сожалению, нам стало известно, что уголовное дело не закрыто, оно продлено до 24 сентября. Десяти месяцев следователям не хватило. Надеемся, что на годовщину они закончат", — сказала журналистам Белякова, отметив, что личные вещи и технику следователи пока не вернули владельцам.

По информации организации, все 30 активистов и журналистов, бывших на борту, обратились в Европейский суд по правам человека, требуя компенсации за нарушение их прав и признания ареста незаконным.

Немножко нарушить закон

Акции Greenpeace проходят не только у российских платформ в Арктике. Например, судно Esperanza в мае отправилось в новую арктическую экспедицию, чтобы выступить против планов норвежской Statoil и американской ExxonMobil начать в этом году бурение в водах Ледовитого океана. Сейчас, по словам Беляковой, судов организации в российских водах нет. Однако это не означает завершения арктической программы Greenpeace.  

"Мы по-другому будем проводить свои мероприятия. В этом году мы планируем провести нефтяной лагерь, нефтяной патруль, говорить о местных проблемах, о разливах нефти, о том, как мы вместе с нефтяными компаниями, правительством, общественными организациями можем сделать все возможное, чтобы нефтяных разливов стало меньше, чтобы мы перестали 1% всей добытой нефти разливать просто так", — сообщила Белякова.

По ее словам, Greenpeace планирует все акции с учетом действующего законодательства. Впрочем, на букву закона иногда можно прикрыть глаза, считает координатор арктической программы. "Конечно, иногда мы позволяем себе его (законодательство) нарушать, но в ряде административных нарушений в соответствии с юридическим анализом наших юристов. Но эти нарушения всегда исключают возможность ущерба людям или собственности", — сказала Белякова.

Похожие новости
Последние новости
Back to top