logo

Права и льготы: чем рискует студент при переходе на удаленку

Права и льготы: чем рискует студент при переходе на удаленку

Российские вузы переходят на дистанционное обучение, и у студентов возникают неизбежные вопросы о своих правах и обязанностях перед вузом в новых условиях. Изменится ли статус студентов-очников и положенные им льготы? Будет ли вуз так или иначе компенсировать потерянные учебные часы? На эти вопросы корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" ответил юрисконсульт Андрей Вершинин.

— Андрей Игоревич, какие юридические сложности могут возникнуть в связи с переводом студентов на дистанционное обучение?

— Особых сложностей я не вижу. Сегодня в вузах существуют три основных формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Перевод на дистанционное обучение не означает, что студент-очник будет переведен на заочную форму на постоянной основе. У него не изменится форма обучения, которая установлена в федеральном законе.

Очная форма обучения дает студентам определенные преимущества – льготы на проезд, получение государственной стипендии, отсрочку от службы в армии. Перевод на дистанционное обучение не лишит студентов этих преимуществ.

Сложности будут с образовательным процессом. Непонятно, будет ли полностью пройдена программа обучения, каждый ли вуз сможет перейти на дистанционную форму, сможет ли он в полной мере обеспечить студентов доступом к ресурсам, доступом к материалу, к текущему контролю. Как пройдет промежуточная сессия, финальная сессия?

Большой вопрос со студентами выпускных курсов магистратуры и бакалавриата: все ли вузы готовы проводить итоговые аттестации в режиме онлайн? Эти вопросы будут решаться либо на уровне министерства, либо каждым вузом самостоятельно.

— Если иностранные или иногородние студенты на период дистанционного обучения уедут домой, возникнут ли у них сложности с сохранением места в общежитии или с возвращением назад?

— В статье 39 Федерального закона об образовании говорится о том, что порядок предоставление жилых мест в общежитии устанавливается самими высшими учебными заведениями либо средними профессиональными учебными заведениями. Поэтому вузы вправе самостоятельно определять, как сейчас поступать.

Насколько я знаю, на сегодняшний день большинство вузов, например, НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н. Баумана, оставили студентов в общежитиях, но ограничили туда доступ посторонних лиц. Некоторые вузы предприняли более радикальные действия. Например, МГИМО и РАНХиГС попросили студентов освободить общежития.

В принципе, если иногородние студенты сейчас уедут, принципиальных сложностей с возвращением быть не должно. Исключением будет, если в общежитии кто-то заболеет, и оно закроется на карантин. Тогда вернуться не получится, если только университет не предоставит другое место проживания. Также могут возникнуть сложности, если будут вводиться ограничительные меры по передвижению между регионами.

Для иностранцев ситуация сложнее. Пока во многих странах действуют ограничения на въезд и выезд, вернуться к месту учебы не получится. Также непонятно, как будут технически реализованы требования по самоизоляции студентов московских вузов, вернувшихся из-за границы, и их соседей по комнате в общежитии. Поэтому решение принимать будет непросто.

— Могут ли в новых условиях быть задеты интересы студентов, которые учатся на платной основе?

— Проблем, на первый взгляд, быть не должно, и обязательства, прописанные в договоре, будут исполнены обеими сторонами учебного процесса. В то же время, если данную ситуацию признают форс-мажором, стороны не будут нести ответственности за неисполнение своих обязательств. Но я думаю, что сейчас все вузы будут идти навстречу своим студентам и делать им послабления.

— Когда все переходит в онлайн, растет риск технических сбоев. Если из системы исчезнут оценки студента, как он сможет доказать, к примеру, что имеет право на повышенную стипендию?

— Насколько я знаю, в вузах, которые имеют опыт дистанционной работы, особых проблем такого рода не было. Обычно преподаватели ведут параллельно электронным письменные ведомости.

В данном случае было бы правильно преподавателю и студенту вести переписку либо через вузовскую информационную систему, либо через рабочую почту преподавателя, чтобы он там подтвердил оценку. А в будущем, если возникнут сбои, то можно просить преподавателя предоставить нужную информацию в виде электронного письма.

— Что администрация вузов сможет предложить студентам взамен очных занятий, чтобы выполнить свои обязательства перед ними в полном объеме?

— Сейчас вузы применяют два основных подхода. Первый – это адаптация онлайн-курсов в образовательные программы. Уже существуют как готовые курсы на онлайн-платформах, так и собственные разработки вузов. Может быть, какие-то платные курсы вузы сделают для студентов бесплатными на время карантинных мер.

Второй подход – это перевод обучения на дистанционный формат с применением университетских и внешних информационных платформ. У некоторых вузов уже сейчас есть свои платформы, которые они уже используют в образовательном процессе, соответственно, им проще будет перейти на полностью дистанционный формат.

Понятно, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить студентам живое общение с преподавателями, однако пока другого выхода в этой ситуации нет.

Похожие новости
Последние новости
Back to top