logo

Водолаз с топором: как начинался русский подводный флот

Водолаз с топором: как начинался русский подводный флот

Незаметно подойти и нанести максимальный урон вражескому судну. Как это сделать, первым придумал инженер-самородок Ефим Никонов. 11 февраля 1720 года он начал строить "потаенную лодку".

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Station Hotels, сеть гостиниц (@station_hotels) 24 Июл 2019 в 12:30 PDT

Строительство боевой подводной лодки шло под присмотром Петра I. Уровень секретности был настолько высокий, что до сих пор данные о русской субмарине XVIII века расходятся. Внешне она напоминала шестиметровую бочку шириной два метра. Под водой шла на веслах. Экипаж состоял их двух гребцов, водолаза и командира.

Днище было снабжено либо кожаными мешками, либо оловянными пластинами: в обоих случаях предполагались отверстия для забортной воды, которая поступала в цистерну. При подъеме воду откачивали. Сверху лодки имелось отверстие для выхода водолаза. Инженер потаенного судна Ефим Никонов разработал и первый в мире водолазный костюм с грузом на спине.

© ПРОФИ Новости / ПРОФИ НовостиКадр из фильма "Петр I"

Кадр из фильма Петр I© ПРОФИ Новости / ПРОФИ НовостиКадр из фильма "Петр I"

Боевая задача могла выполняться двумя способами. Первый способ выглядел надежно: из бочки вылезал водолаз, подходил к днищу вражеского судна и разбивал его тяжелыми предметами. Для второго требовались "огненные трубы", но как они должны были выглядеть, Никонов придумать не успел.

Первое испытание лодки в 1724 году на Неве прошло неудачно: из-за слишком быстрого погружения ее днище разбилось о камни. Никонова и команду спасли. Петр I распорядился добавить конструкции металла. Так и сделали, но ни на второй, ни на третий раз лодка не пошла. Обидно, что сам Никонов дважды успешно погружался, но всякий раз, когда делал это на глазах императора и Адмиралтейской коллегии, его потаенное судно давало течь. В конец концов проект закрыли, а инженера разжаловали в плотники.

© Минобороны РФИспытания подводного ракетоносца типа "Борей"

Испытания подводного ракетоносца типа Борей© Минобороны РФИспытания подводного ракетоносца типа "Борей"

Ефим Никонов не был первым в мире, кто задумался о передвижении корабля под водой. Почти за сто лет до него голландец Корнелиус Дреббель построил судно обтекаемой формы из промасленного дерева и продемонстрировал его на Темзе. Лодка погружалась на 4 метра и двигалась при помощи шеста, которым изнутри отталкивались от речного дна. Боевые задачи не ставились – это было развлечение для любителей адреналина.

Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.

Похожие новости
Последние новости
Back to top