logo

Хорошая мотивация и наглядные картинки помогают обучить аутичных детей

Хорошая мотивация и наглядные картинки помогают обучить аутичных детей

Сложности при обучении аутичного ребенка возникают из-за отсутствия у таких детей навыков копирования, поэтому родителям и педагогам необходимо найти хороший стимул для каждого отдельного ребенка,сообщила в интервью ПРОФИ Новости сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц.

Сложности при обучении аутичного ребенка возникают из-за отсутствия у таких детей навыков копирования, отсутствия страха перед общественным порицанием, поэтому в первую очередь родителям и педагогам необходимо найти хороший стимул для каждого отдельного ребенка и стараться объяснять материал не только на словах, но и в картинках, сообщила в интервью сертифицированный поведенческий аналитик, автор и преподаватель сертифицированной программы обучения поведенческих аналитиков в России Юлия Эрц.  

Поощрения и порицания

Она отметила, что, прежде всего, нужно помнить, что у аутичных детей есть несколько характерных черт, которые мешают им обучаться. "Если мы говорим об обычном ребенке, то он все понимает и делает. А если смотришь на аутичного ребенка, то он вроде бы все понимает, но не делает или делает то, что не надо", — сказала она.

Чаще всего такое происходит из-за слишком маленькой мотивация к социальным поощрениям и отсутствия страха перед социальным неодобрением, пояснила Эрц.

"Если нормально развивающийся ребенок не будет разрисовывать обои, потому что мама его за это поругала, то аутичный ребенок может постоянно красить обои несмотря на то, что мама его за это ругает", — сказала эксперт. По ее словам, аутичный ребенок таким способом хочет вызвать какую-то реакцию у мамы. Нормальный ребенок может попросить маму поиграть с ним, а аутичный ребенок не может этого сделать, поскольку у него не развит навык коммуникации, не развита речь.  

"Дети с аутизмом воспринимают как социальное поощрение, так и социальное неодобрение немного по-другому, поэтому чаще всего общепринятые методы обучения для таких детей неэффективны", — сказала Эрц.

У детей с аутизмом отсутствуют навыки имитации, отметила Эрц.

"Очень часто традиционная педагогика основывается именно на этом навыке: ребенку показывают, как надо делать и он повторяет. Аутичный ребенок не может этого сделать, потому что он не умеет имитировать или копировать", — сказала педагог.

Понятные картинки

Дополнительные затруднения возникают у детей с аутизмом из-за того, что они не понимают речь, отметила Эрц. "Конвенциональные методы обучения основываются в большинстве на словесных пояснениях», — добавила она. А дети с аутизмом плохо обучаются, когда им объясняют на словах, пояснила поведенческий аналитик.

"Чтобы они обучались более эффективно, очень часто используются вспомогательные методы, например, визуальные материалы. Вместо того, чтобы писать цифрами три минус два, лучше использовать для этого кубики", — сказала педагог.

Детям с аутизмом сложно объяснить такие абстрактные понятия как "сначала" и "потом". Если ребенку с аутизмом сказать, что сначала надо сделать уроки, а потом он будет играть на компьютере, то он этого может и не понять. "А если ему на карточках показать, что сначала уроки, а потом компьютер, то ребенок успокоится и будет выполнять то, что родители от него хотят", — пояснила эксперт.  

Обучение элементарным правилам гигиены такого ребенка может занять очень много времени, сообщила Эрц. Во-первых, на ребенка с аутизмом не действуют механизмы общественного порицания или поощрения, во-вторых, ему сложно понять, в каком месте находится ванная и туалет. Поэтому лучше ребенку с аутизмом не объяснять на словах, а показать на карточках, что и где он должен сделать.

Найти стимул

"Если говорить о советах для родителей, воспитывающих аутичных детей, или педагогах, которые работают с такими детьми, то, прежде всего, я бы порекомендовала найти мотивацию для ребенка, то есть найти те стимулы, которые заинтересуют именно этого ребенка», — сказала поведенческий аналитик.

По ее словам, если ребенок любит поиграть в iPad, то iPad надо использовать в качестве поощрения. Если ребенку нравятся тактильные и сенсорные ощущения, то в качестве поощрения можно использовать например, массаж или пощекотать его.  

Если ребенок плохо понимает речь, то желательно в процессе обучения стараться либо говорить ему очень понятно и доступно, либо объяснять ему на карточках.

"У взрослых есть склонность говорить над головой ребенка. При общении с аутичным ребенком лучше наклониться к нему, смотреть ему прямо в глаза и сопровождать речь жестами, тогда ребенок лучше понимает", — добавила Эрц.  

Также надо принимать во внимание, что отсутствующие у ребенка навыки не появятся из-за повышенной требовательности. "Например, если мы хотим, чтобы ребенок повторял, а он не может этого сделать, то не надо от него этого требовать", — сказала педагог. По ее словам, уровень требований необходимо увеличивать постепенно, с помощью разных методов воздействия.

Еще немаловажное значение при обучении ребенка с аутизмом имеет личность самого педагога.

"Педагоги очень часто воспринимают, что их должны уважать только за то, что они педагоги. А аутичные дети просто так никого не уважают. Они уважают только тех, кто действует очень последовательно, кто уважает их мнение и помогает им быть успешнее", — сказала Эрц.

Похожие новости
Последние новости
Back to top