logo

Лариса Голубкина: «Андрюша мне часто рассказывал о своих прошлых романах»

Лариса Голубкина: «Андрюша мне часто рассказывал о своих прошлых романах»

Сегодня актеру Андрею Миронову исполнилось бы 75 лет

К юбилею артиста в издательстве АСТ-Пресс вышла книжка «Андрей Миронов глазами друзей».

Андрей Миронов умер на гастролях театра Сатиры в Риге в августе 1987 года. Он потерял сознание во время спектакля, не доиграв последнюю сцену в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Прошло почти что тридцать лет... Но Андрей Миронов по-прежнему воспринимается как наш современник. Один из любимейших артистов. В его героев, легких и ироничных, до сих пор влюбляются девушки. Его пластичностью и музыкальностью восхищаются зрители всех поколений. Тем интересней воспоминания людей, знавших Андрея Миронова, которые учились с ним в школе, жили на соседних улицах, служили в театре, дружили и даже враждовали.

ЛЮБИЛ ОВСЯНОЕ ПЕЧЕНЬЕ И ЧАЙ

«С одной стороны, меня радует, что часто вспоминают об Андрее. Но в то же время мне не нравится, когда люди уже после смерти Андрея придумывают то, чего не было, или начинают «перебирать», приписывая ему только положительные качества, отчего бы Андрюша опустил голову. Мало кто замечал, что в жизни он даже немного сутулился, тем самым как бы желая избежать суеты вокруг него. Он стыдился своей славы, рассказывает вдова Миронова актриса Голубкина.

Мы познакомились с Андрюшей, когда мне было двадцать два года. Я училась в ГИТИСе на факультете музкомедии. Помню, я сдавала экзамен и в окно увидела Андрюшу, который выходил из такси с корзиной цветов. Он пришел ко мне за кулисы и торжественно сделал предложение. Наверное, для начинающей актрисы, молодой девушки, это было очень лестно, но моя первая реакция оказалась «нет». Я очень испугалась Андрея, и больше всего меня испугала его педантичность. После первого посещения Андрюшиной квартиры я подумала: «Боже мой, если я выйду замуж за этого человека, то мне придется следить за порядком в квартире, все тщательно убирать и на работу времени не хватит». Действительно, у него всегда было очень чисто в квартире, а непременными атрибутами на кухне служили овсяное печенье и чай.

Когда я впервые пришла к нему в гости, Андрей встретил меня в халате. Он до сих пор хранится у меня. Этот халат, по своему покрою чрезвычайно напоминающий пальто, подарил ему известный писатель Владимир Абрамович Дыховичный, отец Ивана Дыховичного. Я знаю, почему халат так нравился Андрею, - он был отблеском старого стиля, олицетворением барства. Я крайне удивилась и сказала Андрюше, что, пока он не оденется, я к нему не зайду. Погуляв некоторое время на улице, я снова пришла, позвонила в дверь, и мне открыл Андрей, одетый в черный костюм с бабочкой и шикарные ботинки. Вот что значит человек с юмором!

Мы никогда не вели с ним разговоров ни о смерти, ни о том, что с нами будет, когда мы состаримся. Его жизнь была похожа на фейерверк, не в смысле веселья, а в том смысле, что не хватало времени остановиться и задуматься о том, что может произойти несчастье. Я удивлялась, что мы с Андреем как-то очень складно живем. Очевидно, у нас просто не было времени ссориться.

Никогда у нас не было разговора о том, чтобы накопить побольше, что-нибудь принести в дом на будущее. Единственный раз, когда мы отмечали Андрюшино сорокалетие, пришло очень много гостей, и мы задумались над тем, что нам нужно иметь гостиную, где могло бы вместиться много народу. Мы обратились с просьбой о новой квартире в Моссовет, и нам ее удовлетворили. Это был 1987 год. При всей энергичности Андрея он в этот год был неактивен. Казалось, он догадывался, что новое жилье ему не нужно. Мы ходили, смотрели какие-то квартиры, но он безразлично оглядывал стены. Уже после смерти Андрюши я стала задумываться о том, что, наверное, человек все-таки наделяется даром предчувствия.

У Андрюши было особенное детство. Он рос в замкнутом пространстве двух очень известных людей. Их дом был всегда полон знаменитостей – композиторов, писателей, актеров. На первый взгляд Андрюша казался толстеньким, избалованным мальчиком, но у него была своя жизнь, свои проблемы, с которыми ему нередко приходилось справляться самому, потому что мама с папой часто и надолго, иногда на полгода, уезжали на гастроли. Именно тогда у Андрюши развилось чувство одиночества, которое сопровождало его на протяжении всей жизни. Как только у них появился маленький телевизор, с линзой, Андрюша приглашал всех лифтерш и уборщиц смотреть передачи. Пожалуй, самым лучшим его товарищем был Григорий Горин, более близкого друга я не могу назвать.

У Андрюши была замечательная атмосфера в семье, но он во многом сделал себя сам, взяв самые лучшие качества от родителей. Ему действительно было тяжело жить в этой известной семье. Многие думали, что ему все сделали родители. Но, надо отдать им должное, они его не избаловали. Он мог вырасти эдаким барчуком, но даже первую свою машину Андрюша купил на свои деньги. Ему не хватало некоторой суммы, и он попросил денег у родителей, но те сказали, что не могут ему помочь. Тогда он взял взаймы у одного художника, друга их семьи, а потом, естественно, вернул ему долг. Уже после покупки Андрей узнал, что деньги художнику дали родители. Я считаю, что они поступили правильно.

Все равно мне кажется, что особого контакта у Андрюши с родителями не было. Когда он в детстве начал заниматься музыкой, то они почему-то его не поддержали, он казался им бесперспективным в этом отношении. Зато они очень много внимания уделяли его образованию, в особенности иностранному языку. Наверное, Александру Семеновичу и Марии Владимировне хотелось, чтобы их сын стал разносторонне образованным человеком, овладел какой-нибудь достойной профессией, но никак не артистической.

Люди уходили от него только с улыбкой. Он был просто неспособен сделать другому человеку больно. Андрюша никогда не завидовал ничьему богатству, правда, ему хотелось иметь иномарку, и он ее купил в 1985 году. Он любил хорошо одеваться, но не был помешан на этом. Любил дорогие очки, куртки, хорошие ботинки.

Однако творческая зависть у него всегда присутствовала – он не мог видеть, чтобы кто-то сыграл лучше его, но не просто завидовал, а умел оценить и понять, что и ему есть над чем работать.

Джаз Андрей знал так, как никто его не знал. Когда я пришла к нему впервые в Волков переулок, у него был магнитофон и коллекция пластинок, записанных «на ребрах». Вся джазовая музыка, которая проникла в Москву, была у Андрюши. Потом он уже стал собирать «нормальные» пластинки. Я тогда очень много ездила по всему миру на всякие кинофестивали, и перед поездкой Андрей составлял мне список тех пластинок, которые нужно было купить. Кроме них я обязательно должна была привезти сигареты «Мальборо», потому что он курил только этот сорт сигарет. Андрюша обещал бросить курить в сорок лет, но так и не расстался с этой вредной привычкой до последнего дня.

Не секрет, что Андрюша был избалован вниманием женщин. Отчасти я понимаю, почему я не вышла за него замуж в молодые годы. Я бы не вынесла ни дня. Как мужчина он должен был пройти блистательный этап в отношении с женщинами где-то с 19 до 30 лет. Андрюша мне часто рассказывал о своих прошлых романах, я злилась, а он бегал за мной по квартире и кричал: «Нет, ты послушай, она…» Тогда я давала ему листок бумаги и говорила, что у него есть замечательная возможность написать мемуары.

Почему-то он всегда влюблялся в знаменитых женщин. Меня с ним, кстати, познакомила одна очень известная актриса, в которую он в молодости был безумно влюблен. Помню, мы сидели с ней в Дамаске, куда приехали на «Неделю советского фильма», и она сказала: «Лариса, когда мы вернемся в Москву, я обязательно тебя познакомлю с Андреем Мироновым». Я тогда подумала, что она просто хочет от него отвязаться. После того как мы приехали в Москву, она пригласила нас обоих на день рождения, где и состоялась наша первая встреча.

МИСТЕР ФЕСТ НЕ СНИМАЛ ШЛЯПУ

«Известные актеры на съемках страшно любят давать советы режиссеру. Иногда дельные. Но даже дельные советы далеко не всегда звучат в приемлемой форме. Дело не в амбициях режиссера, но в том, что разрушается атмосфера дружелюбного единовластия, а без него нельзя на съемочной площадке, - вспоминает кинорежиссер Алла Сурикова.

Андрей все свои советы и пожелания выдавал следующим образом. Он отводил меня в сторону и начинал шептать:

- Ты меня, ради бога, извини (эта фраза повторялась не меньше трех раз), конечно, что я сейчас скажу, - это полный бред (это повторялось не меньше пяти раз), но, может быть, все-таки… - И дальше шло изложение совета, который, как правило, оказывался полезным для дела. Это касалось не роли мистера Феста (герой Мироново в комедии Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» - Ред.) – тут у нас все обговорено и обспорено было заранее, - но сцен и проблем, которые к персонажу самого Миронова прямого отношения не имели.

Вот почему день приезда Андрея в экспедицию всегда был праздником.

Один только раз меня охватила досада в связи с Андреем.

Поначалу мистер Фест представлялся нам элегантным молодым человеком с длинными, чуть вьющимися волосами. Голова самого Андрея (с небольшими уточнениями парикмахерского свойства) нас вполне устраивала. Но перед самым отъездом в Крым Андрей начал канючить: ему очень хотелось постричься коротко, ну хотя бы так, как он снимался в «Бриллиантовой руке». Я сопротивлялась – все-таки картина Гайдая снималась на восемнадцать лет раньше. Андрей делал вид, что не понимает моих намеков. В результате я уступила.

Это было уже в Феодосии. Андрея стригли на моих глазах, и с каждым движением руки гримера я понимала, что мистер Фест на экране без шляпы появляться не будет. По крайней мере в эпизодах, которые будут сняты в течение ближайшего месяца.

Андрей гордо поднял голову и спросил: «Ну как?»

«Замечательно!» - воскликнула я. Портить настроение артисту перед съемкой ни к чему. Но когда на площадке мистер Фест по тому или иному поводу пытался снять шляпу, и я, и ассистенты каждый раз «убедительно просили» этого не делать. Конечно, Андрей быстро понял, в чем дело, но никакого неудовольствия ни одна из сторон не проявила. Напротив, возникло еще одно основание для шуток и милых розыгрышей.

БЫЛ ОЧЕНЬ СМЕШЛИВЫМ

«Андрей просто боялся встретиться со мной взглядом во время спектакля, он все время ожидал от меня какой-нибудь каверзы, - рассказывает актер Михаил Державин. - Что я вытворял с ним на спектакле «У времени в плену»! Андрюша играл Всеволода Вишневского, а я – мерзавца белого офицера. Мне было скучно, спектакль шел очень давно, поэтому я каждый раз придумывал себе новый грим, новые характеры. То я играл офицера с грузинским акцентом, то наклеивал себе длинные ногти, видоизменял носы. Андрей неистовствовал.

Каждый раз перед спектаклем он приходил ко мне в гримерку и проверял, не собираюсь ли я в очередной раз что-нибудь выкинуть. В тот раз я под фуражку наклеил парик лысого человека с огромной шишкой на лбу из спектакля «Пеппи Длинный чулок». В сцене, когда мне надо было отдать рапорт, я снял фуражку и промокнул лысину огромным платком. Андрей от хохота больше не мог играть. Он потом очень сердился и говорил: «Я удивляюсь, как тебе охота приходить в театр за час до спектакля и подбирать себе грим!»

КСТАТИ

Чем будут развлекать зрителей каналы в праздники

Понедельник станет днем имени Андрея Миронова, которому 7 марта исполнилось бы 75 лет. Любимца всей страны и женщин в особенности будут вспоминать в документальных фильмах (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Евгений Миронов: досье KP.RU»

Похожие новости
Последние новости
Back to top