Ученые исключили возможность падения опасного астероида на Землю

Астрономы уточнили траекторию полета небольшого астероида 2006 QV89, который сейчас сближается с нашей планетой, и пришли к выводу, что он не столкнется с ней в сентябре или в следующем году. Об этом сообщает пресс-служба университета Гавайских островов.

"К сожалению, мы не смогли проследить за еще одним опасным объектом, астероидом 2019 NX5, который сблизился с Землей в середине июля, когда у нас не было доступа к телескопам. Мы очень удовлетворены, что нам удалось поймать 2006 QV89 до того, как закрылось окно наблюдений, и еще больше рады тому, что этот объект не столкнется с планетой", — заявил Дэвид Толен (David Tholen) из университета Гавайев в Маноа (США).

В последние несколько десятилетий ученые всего мира активно следят за околоземными астероидами и проводят своеобразную космическую "перепись" среди них, пытаясь понять, насколько они опасны для человечества.

Астероидов в околоземном пространстве существует так много, что астрономам пришлось создать специальные шкалы для оценки того, насколько вероятно их падение на Землю. По текущим оценкам НАСА, число небольших объектов в пределах главного пояса астероидов может достигать миллиона, из которых мы знаем лишь несколько тысяч.

По текущим оценкам российских и зарубежных исследователей, самую большую угрозу по-прежнему представляет Апофис (2004 MN4), один из крупнейших околоземных астероидов, единственное небесное тело, которое НАСА длительное время считало опасным. Как недавно выяснили ученые из Санкт-Петербурга, он получит в текущем столетии больше 150 "попыток" уничтожить жизнь на Земле в ходе тесных сближений с нашей планетой.

Помимо 2004 MN4, жизни на Земле будут угрожать еще три астероида, открытых относительно недавно – 2015 RN35, 2008 EX5 и 2013 XK22. Все эти небесные тела уступают по размерам Апофису и могут вызвать катастрофы континентальных, а не глобальных, масштабов.

В число подобных объектов долгое время "готовился" войти астероид 2006 QV89, открытый тринадцать лет назад в рамках обзора неба Catalina Sky Survey. В тот момент времени он находился всего в 4,5 миллионах километрах от поверхности Земли, что всего в 11 раз больше, чем дистанция между Луной и нашей планетой.

Он относится к числу так называемых "аполлоновских" астероидов – малых небесных тел, сближающихся с Солнцем на крайне небольшое расстояние. Благодаря этому 2006 QV89 посещает окрестности Земли достаточно часто, однако это затрудняет определение его орбиты и оценку его реальной опасности.

Яркий пример этого — то, что возможный разброс в положении 2006 QV89 в момент его сближения с Землей в начале сентября этого года составит 30 градусов, что эквивалентно шести десяткам полных Лун, сложенных в одну линию. Это не позволяет понять, пройдет ли он мимо нашей планеты, сблизится с ней или упадет на нее.

Решить эту проблему, как отмечает Толен, могут только самые большие и чувствительные телескопы мира, что связано с небольшими размерами 2006 QV89 и сложностями в наблюдениях за объектами, которые подходят на небольшое расстояние к Солнцу.

После временного закрытия всех обсерваторий на Гавайских островах под давлением религиозных активистов, Толен и его коллеги пытались провести подобные наблюдения, используя телескопы, установленные на Канарских островах. Они оказались недостаточно чувствительными, что резко осложнило жизнь ученым.

Только на прошлых выходных, когда власти Гавайев смогли договориться с протестующими, астрономы смогли получить эти данные, используя высокочувствительные камеры 3,5-метрового телескопа CFHT, построенного на вершине горы Мауна-Кеа.

Используя эти замеры, специалисты НАСА смогли уточнить орбиту 2006 QV89 и доказать, что этот объект не столкнется с Землей в ходе нынешнего сближения, а также исключить подобную возможность для аналогичного события в следующем году.

Более того, их расчеты показывают, что это вряд ли произойдет в последующие сто лет, что не позволяет отнести 2006 QV89 к числу потенциально опасных околоземных астероидов. Иными словами, он не представляет опасности для человечества и вряд ли сможет повторить "подвиг" челябинского метеорита, обладавшего схожими размерами.