Планетологи нашли "зародыш" кометы внутри уникального метеорита

МОСКВА, 15 апр – ПРОФИ Новости. Один из метеоритов, упавших на южный полюс Земли в недавнем прошлом, содержит в себе следы первичных пород Солнечной системы, попавших в породивший его астероид после его столкновения с "зародышем" кометы. Об этом пишут планетологи в журнале Nature Astronomy.

"Астероид послужил своеобразной защитной капсулой, внутри которого сохранились "зародыши" комет и зерна первичной материи Солнечной системы. Она помогла им пережить путешествие через атмосферу Земли, а нам – получить образцы материи, которая бы никогда бы не попала сюда сама по себе", — заявил Ларри Ниттлер (Larry Nittler) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Начиная с середины 1970 годов, НАСА и Национальный научный фонд США регулярно отправляют экспедиции в Антарктику для сбора и каталогизации метеоритов, периодически падающих на ее территорию. За минувшие четыре десятка лет ученым удалось найти и изучить свыше 20 тысяч фрагментов "небесных камней", некоторые из которых, такие как марсианский метеорит ALH84001, стали настоящими знаменитостями.

Ученые ищут фрагменты упавших астероидов и частицы марсианского или лунного грунта на ее территории по двум простым причинам. Во-первых, всю поверхность континента покрывает белоснежный снег и лед, которые помогают геологам находить "небесные камни", не опасаясь того, что они могут быть не метеоритами, а обычными булыжниками с Земли.

Во-вторых, метеориты, застрявшие внутри ледового щита, периодически могут выходить на его поверхность в те времена, когда ледник, "текущий" в сторону берегов Антарктиды, сталкивается с хребтом Трансантарктических гор. Эти ископаемые камни часто скрывают в себе информацию о еще более древних космических ДТП, разрушивших и прародителей и направивших их осколки в сторону Земли.

Ниттлер и его коллеги открыли следы одного из самых древних столкновений такого рода, которое произошло примерно 4,4 миллиарда лет назад, в первые мгновения жизни Солнечной системы, изучая метеорит LAP 02342, найденный специалистами НАСА в Трансантарктических горах в далеком 2002 году.

Этот "небесный камень", как отмечают ученые, относится к числу так называемых CR2-хондритов – метеоритов, чьими прародителями были так называемые углистые хондриты, одни из самых примитивных и древних астероидов в Солнечной системе. Как правило, они содержат в себе большие количества органики и крайне редко достигают поверхности Земли в первозданном виде.

В этом отношении, по словам Ниттлера, LAP 02342 был большим исключением – его породы почти не "пропеклись" во время падения этого метеорита на Землю. По этой причине планетологи недавно решили разрезать его и изучить химический состав абсолютно "чистых" внутренних слоев.