Генетики из России провели первую перепись среди "дирижеров" генов человека

Крупный международный консорциум генетиков, в работе которого принимали ученые из МФТИ и ИОГен РАН, завершил своеобразную "перепись населения" среди особых участков генетического кода, гибко контролирующих работу сотен генов, и опубликовал полученные результаты в журнале Nature Biotechnology.

"МикроРНК представляют собой один из важнейших механизмов регуляции экспрессии генов. Создание полного атласа микроРНК в различных клетках приближает нас еще на один шаг к созданию полной картины регуляции генов", – комментирует Юлия Медведева, молекулярный биолог из Центра биотехнологий РАН и МФТИ.

Кроме того, Медведевой и ее коллегам удалось найти примерно три сотен молекул микро-РНК, о существовании которых ученые раньше и не подозревали, и раскрыть часть их функций. Многие из этих молекул являются уникальными для некоторых органов и тканей и больше нигде не присутствуют в организме мышей или людей. Вдобавок, есть намеки на существование еще примерно 4 тысяч подобных молекул в клетках человека, которые еще предстоит обнаружить и изучить.

Как надеются ученые, проведенная ими "перепись населения" и составленный ими атлас микро-РНК помогут биологам понять, какую роль они играют в возникновении редких и пока необъяснимых болезней, и как они влияют на работу всего организма в целом. К примеру, большое количество микро-РНК присутствует в стволовых клетках, и раскрытие их функций поможет ученым найти более безопасные способы их использования в медицинских целях.