Российские астрономы создали каталог из почти миллиона галактик

Ученые из Московского государственного университета и их зарубежные партнеры создали первый детальный астрономический каталог, в котором содержится информация по свойствам звезд в примерно 800 тысячах далеких и близких галактик, и опубликовали его в приложении к Astrophysical Journal.

"Для каждой галактики мы извлекаем из существующих обзоров маленькую картинку, которая показывает, как галактика выглядит на разных длинах волн, и это дает нам материал для дальнейших исследований. Полную картину эволюции Вселенной за последние 7 миллиардов лет можно будет увидеть лет через десять, когда будут завершены крупные обзоры типа DESI, где планируется получить спектры для 25-30 миллионов объектов", — заявил Игорь Чилингарян из Государственного астрономического института МГУ.

Одним из главных инструментов для изучения тайн Вселенной и просто далеких звезд и галактик является спектр света, который они испускают в сторону Земли. Его изучение может выдать химический состав "звездных мегаполисов", рассказать многое об их "демографии", числе молодых и пожилых звезд, указать на присутствие крупных черных дыр и раскрыть многие другие их свойства, которые нельзя увидеть в других характеристиках их света.

В отличие от многих других проектов такого рода, в разработке RCSED принимало участие большое количество волонтеров, не связанных с астрономией. Программисты, работающие в крупных российских IT-компаниях, помогли астрофизикам разработать сайт проекта и алгоритмы поиска информации в базе RCSED, а также обработать исходные данные таким образом, чтобы каталог был составлен из максимально качественных и подробных результатов наблюдений.

На настоящий момент Чилингарян и его коллеги решили остановиться на отметке в 800 тысяч галактик, однако в будущем они не исключают возможности того, что каталог RCSED будет значительно расширен в будущем. Это расширение может происходить как вширь, путем добавления новых галактик, расположенных за пределами зоны в 3,5 миллиарда световых лет, так и вглубь, путем увеличения объема данных по каждому объекту. Подобный рост каталога, как считает ученый, поможет нам узнать много нового об эволюции галактик и Вселенной в целом.