Телескоп VLT получил фотографии первых звезд Вселенной

Инструменты телескопа VLT позволили астрономам увидеть первые звезды Вселенной в древнейшей на сегодня галактике CR7, которую мы видим в том состоянии, в котором она находилась всего через 800 миллионов лет после Большого Взрыва.

Астрономы обнаружили  в созвездии Секстанта древнейшую на сегодня галактику CR7, изучение которой помогло им изучить первые звезды Вселенной, существовавшие примерно через 800 миллионов лет после Большого Взрыва, говорится в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

"Это открытие бросало вызов нашим ожиданиям с самого начала наблюдений, так как мы не ожидали найти столь яркой галактики в ранней Вселенной. Когда мы раскрыли природу CR7, мы поняли, что имеем дело не только с самой яркой из известных нам далеких галактик, но и постепенно начали осознавать, что она обладает всеми чертами звезд третьей популяции. Эти светила породили первые атомы тяжелых элементов, из которых мы состоим", — рассказывает Дэвид Собрал (David Sobral) из университета Лиссабона (Португалия).

Как рассказывает Собрал, размеры, продолжительность жизни и физические свойства звезд очень сильно зависят от того, как много астрономических "металлов" – элементов тяжелее гелия – содержат их недра. Сегодня ученые делят все звезды на три группы, или популяции. К "популяции I" относятся все современные светила, а к популяциям II и III – древнейшие звезды Вселенной.

Самые первые светила Вселенной, относящиеся к "популяции III", не содержали в себе ничего, кроме гелия и водорода, и по этой причине они обладали крайне необычными свойствами. К примеру, их масса превышала солнечную в несколько сот или тысяч раз, они жили крайне недолго, превращаясь в последние мгновения перед смертью в гигантскую термоядерную бомбу.

За последние два года ученые узнали много нового о жизни звезд из третьей популяции или их ближайших "потомков", однако астрофизикам не удавалось найти древнюю галактику или скопление звезд, которое состояло бы из светил "популяции III". В лучшем случае астрономы или находили звездные ясли, где рождались такие звезды, или же их останки.

Используя инструменты телескопа VLT, Собралу и его коллегам удалось найти сразу две подобных галактики, CR7 и MASOSA, которые мы видим в том состоянии, в котором они находились всего через 800 миллионов лет после Большого Взрыва.

Наблюдая за CR7 при помощи VLT, "Хаббла" и гавайского телескопа Кека, астрофизикам удалось обнаружить и доказать, что этот "звездный мегаполис" заселен первыми светилами Вселенной, в чьих недрах вообще не было элементов тяжелее гелия и водорода.

Как показали дальнейшие наблюдения, подобные светила рождались в первичных галактиках не по одиночке, а волнами, что в принципе соответствует недавно изложенной теории "суперсемей" звезд "популяции III". Это говорит о том, что последние подобные светила могут скрываться внутри относительно современных галактик, что должно облегчить их дальнейший поиск и изучение.

В ближайшее время Собрал и его коллеги планируют провести дополнительные наблюдения за CR7 при помощи радиотелескопа ALMA, телескопа "Субару" и ряда других наземных и космических обсерваторий для того, чтобы подтвердить это открытие на все 100%.